Вход

​​​​​​​​​​​​​​​

Мы делаем Гран-при: спортивные судьи

Работа этих людей во время Гран-при порой остается в тени – однако без них не может состояться ни один гоночный уик-энд. Речь о спортивных судьях.

Подготовкой спортивных судей, их еще в автогонках называют маршалами, для отечественного этапа Формулы 1 занимается Российская автомобильная федерация (РАФ), которая является спортивным организатором Гран-при России. Задача этих людей совместно со специалистами Сочи Автодрома обеспечивать спортивную безопасность соревнований.

«Российская автомобильная федерация является спортивным организатором Гран-при России с 2014 года, – отмечает генеральный директор АНО «РОСГОНКИ» Алексей Титов. – РАФ обладает большим опытом подготовки судейского состава, а квалифицированная и слаженная работа спортивного персонала российского этапа не раз получала высокую оценку экспертов FIA. Уверен, что наша совместная работа позволит провести соревнование на самом высоком уровне».

_YAR5103_.jpg

Алексей Титов.

Тяжело в ученье

Работа судьей на Гран-при России является мечтой множества людей, увлеченных автомобильным спортом. Но одного желания для этого мало. Все претенденты обязаны пройти специальную подготовку и аттестацию в ходе учебных семинаров.

«Подготовка проходит по плану, – отмечает исполнительный директор Российской автомобильной федерации Сергей Иванов. – Сейчас идет напряженная работа, мы определяем списки тех, кто поедет работать на Гран-при России. В нашей команде маршалов – а все они, подчеркну, являются добровольцами – уже сформировался костяк, на который мы опираемся, но будут и новые люди – мы ожидаем около 20% новобранцев, которые прошли соответствующую аттестацию. Но в любом случае очень важна практика. Так как с прошлого Гран-при России прошло уже почти полтора года, в течение нынешнего сезона мы организовали подготовку на базе этапов Чемпионата и Кубка России по кольцевым гонкам, чтобы наши судьи тренировались в условиях реальных соревнований». 

В рамках подготовки спортивного персонала Гран-при России организуются десятки специальных семинаров и тренингов в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Тюмени, Смоленске, Нижнем Новгороде, Рязани, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Сочи.

«В этом году тренингов стало еще больше, – подчеркивает Иванов. – И наша задача не только обучить людей, дать им необходимые знания, но и сплотить коллектив для командной работы – это очень важный аспект».​

SUT_Russian_Grand__1478717.jpg

В спортивном отделе на Сочи Автодроме также идет активная подготовка.

«С точки зрения подготовки по сравнению с предыдущими годами никаких глобальных изменений нет – мы продолжаем сотрудничество по спортивной организации с Российской автомобильной федерацией, все идет в штатном режиме, – рассказывает руководитель спортивного отдела Валерий Котляров. – Конечно, труднее всего было в 2014-м перед первым Гран-при России, когда приходилось вникать во все новые для нас процессы. А сейчас уже все ясно и понятно. Конечно, всегд​а бывают определенные нюансы, но их мы решаем в рабочем порядке. Кстати, с новым руководством решать вопросы стало легче, потому что они сами люди из спорта – и с гонками хорошо знакомы».

«​Глаза» и «руки» руководителя гонки

На предстоящем Гран-при России в общей сложности будут работать более ​​500 старших официальных лиц и спортивных судей ​и еще столько же специалистов различных служб. 

Судейские бригады работают на флаговых и трековых постах (на Сочи Автодроме их в общей сложности 89), а также на пит-лейне. В случае аварии или вылета маршалы должны оперативно обеспечить эвакуацию машины и гонщика в безопасное место. Большая ответственность лежит на судьях, которые работают на так называемых флаговых постах – они обязаны все видеть ​и докладывать в рейс-контроль обо всех нарушениях и происшествиях на трассе, и по команде из пункта управления гонки​ показывать перед пилотами тот или иной флаг.

Если флаговых маршалов можно назвать «глазами» руководителя гонки и гоночного Директора (им на всех этапах Ф1 является знаменитый Чарли Уайтинг), то трековые – это «руки». Именно они занимаются очисткой гоночного полотна от обломков и эвакуацией поврежденных машин. Любой выход на трассу возможен только по прямому указанию из пункта управления гонки.   

SUT_Russian_Grand__1345413 (1).jpg

Маршалы эвакуируют Ferrari Себастьяна Феттеля на второй тренировке Гран-при России 2016.

С 2016 года на российском Гран-при была введена новая для отечественного автоспорта должность – старший судья​ сектора. Это наиболее опытные спортивные судьи, которые, прежде всего, занимаются координацией действий всех маршалов и специальных служб при устранении последствий какой-либо крупной аварии.  Сочи Автодром поделен на пять секторов, на каждом из которых есть свой старший судья сектора.

Помимо этого, по трассе рассредоточены пешие медицинские посты и группы быстрого медицинского реагирования, спасатели и бригады высвобождения, эвакуаторы и вилочные погрузчики.

Кстати, главное нововведение в техническом регламенте Формулы 1 в этом году – внедрение системы защиты кокпита Halo – отразилось не только на внешнем виде машин, но и на подготовке судей.

«В связи с появлением Halo изменилась методика работы бригады извлечения, – рассказывает Сергей Иванов. – Наши представители участвовали в специальных семинарах, посвященных именно этой теме, а персонал бригад извлечения пройдет соответствующую подготовку».

SUT_Russian_Grand__1479419.jpg

Единый мех​​анизм

Весь персонал, работающий на Гран-при Формулы 1, можно назвать огромным механизмом с множеством деталей, и каждая деталь имеет важную функцию. Противопожарная служба насчитывает более 170 человек. Три бригады извлечения всегда готовы к тому, чтобы помочь пилоту выбраться из кокпита, если он не сможет этого сделать самостоятельно – как это, например, произошло во время тренировки Гран-при России 2015 года с Карлосом Сайнсом.

«Когда находишься в 20 метрах от такой аварии, конечно, дух захватывает очень сильно – буквально дыхание перехватывает, – делится впечатлениями один из маршалов. – Казалось бы, всё произошло за пару секунд, а в голове – словно в замедленном повторе. Как машина вылетает, как врезается…».

Второй поворот на Сочи Автодроме традиционно является излюбленным местом для зрителей и фотографов – именно здесь постоянно происходят эффектные противостояния пилотов, которые порой заканчиваются столкновениями. В прошлом году именно в этом месте столкнулись Джолион Палмер и Ромен Грожан. В итоге трековым маршалам предстояло быстро эвакуировать разбитые машины и убрать обломки с гоночного полотна.

«Маршалы трекового поста отработали очень хорошо, - оценил действия российских маршалов руководитель гонок Ф1 Чарли Уайтинг. - Машина безопасности была на трассе всего 3 круга, но могла ограничиться даже двумя. А ведь помимо самих автомобилей, нужно было убрать множество мелких обломков, оставшихся после аварии. И эта работа была сделана на отлично».

SUT_Russian_Grand__1293721.jpg

Судьи эвакуируют Карлоса Сайнса после аварии в тренировке Гран-при России 2015.

От Калининграда до Владивостока

Отдельно стоит отметить широкую географию. На Гран-при России приезжают судьи со всей страны – от Калининграда до Владивостока.

«На грядущем Гран-при России будут работать судьи, представляющие около 50 регионов нашей страны, – подчеркивает Сергей Иванов. – Кроме того, к нам приедут представители восьми зарубежных стран: Великобритании, Канады, Индии, ОАЭ, Латвии, Азербайджана, Австралии и Молдавии. Наши судьи, кстати, тоже уже регулярно участвуют в крупных международных соревнованиях в других странах».

​В Международной автомобильной федерации высоко оценивают спортивную организацию Гран-при России.​

«Из года в год спортивная организация только улучшается, – отмечает Уайтинг. – И маршалы на трассе, и, конечно, руководство гонки совместно проделали за предыдущие годы великолепную работу. Сформирована отличная команда судей, и общий профессионализм находится на очень высоком уровне. Все соответствует необходимым стандартам».

​​SUT_Russian_Grand__1477901 (1).jpg

Чарли Уайтинг (справа) на Сочи Автодроме.

Для каждого судьи работа на Гран-при России – это большая честь.

«Формула 1 – это само по себе запоминающееся событие. Конечно, для нас подготовка к Гран-при и работа по его ходу – это тяжелый труд, – говорит руководитель спортивного отдела Сочи Автодрома Валерий Котляров. – Но примерно через неделю после финиша гонки ты начинаешь осознавать весь масштаб этого грандиозного события – и, конечно, приятно осознавать свою сопричастность».

Можно сказать, что спортивные судьи являются такими же неотъемлемыми участниками Гран-при, как гонщики и команды. И учитывая, какую подготовку проходят все эти люди, можно не сомневаться, что спортивная безопасность Гран-при России будет обеспечена на самом высоком уровне.

Ближайшие события

Расскажите друзьям

Наверх